В экзаменационном задании А5 представлены различные задания поорфографии. Одно из них связано с правописанием корней счередующимися гласными. В КИМах 2012 года оно звучит так:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1) блестят 2) укреплялись 3) стоят 4) вливая
Чтобы безошибочно указать номер этого слова, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных.
На первый взгляд, их немало, но, при желании, выучить вполне реально.
Итак, вспоминаем ТЕОРИЮ!
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отУДАРЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун
2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок
3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСУФФИКСА А:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
1) блестят 2) укреплялись 3) стоят 4) вливая
Чтобы безошибочно указать номер этого слова, нужно чётко знать все корни, в которых происходит чередование гласных.
На первый взгляд, их немало, но, при желании, выучить вполне реально.
Итак, вспоминаем ТЕОРИЮ!
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отУДАРЕНИЯ:
- -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
- -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун
2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
- -лаг-, -лож-;
- -скак-, -скоч-;
- -раст-, -ращ-, -рос-
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок
3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСУФФИКСА А:
- -лож-, -лагА-;
- -кОс-, -касА-;
- -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
- -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА-
4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
- -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
- -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение
Можно также заглянуть на сайт Грамота.РУ.
Или воспользоваться таблицей (скачать здесь.)
Таблица удобна тем, что теоретический материал представлен в ней компактно: нет ничего лишнего, легко воспринимается зрительно.
На сайте Грамота.Ру вы не только получите полную информацию по данному вопросу, но и сможете выполнить тренировочное упражнениеи сразу же сделать проверку ответов.
Мой совет: выполняя тренировочное упражнение, НЕ ТОРОПИТЕСЬ!
Есть вероятность в спешке допустить ошибку.